FAQ
СТАТЬИ

Корзина
0 штук(и) - 0 руб
Ваша корзина пуста!
Рассылка




Корзина

История искусства Тайдзицюань

История искусства Тайдзицюань
Модель: статья
В наличии: Есть
Цена: 0 руб
Кол-во:  
   - или -   

История искусства Тайдзицюань

Искусство, как и наука, не возникают на пустом месте. Знания и навыки, приобретенные на протяжении жизни человека и улучшенные практикой их применения, передаются следующим поколениям, обогащаясь уже новым опытом и трансформируясь под воздействием личности нового носителя и в новых внешних условиях.  Учитель, передавая свое искусство ученику, изменяет сознание адепта, а в боевом искусстве и его физическую сущность, и при этом сам проходит эволюцию под воздействием нового опыта. Поэтому мастерство ученика никогда не является точной копией мастерства учителя. И в этом отличие между искусством и точными науками.

Но стародавность искусства не означает его совершенство. В течение времени, когда мастеру не удается передать весь накопленный опыт достойному преемнику, часть знаний бывает утеряна. А при неблагоприятных обстоятельствах искусство вообще может быть забыто. И даже его возрождение, путем собирания воедино рассеянных в народе или в письменах крупиц былого мастерства, не воссоздаст его в точности, подобно тому, как невозможно из осколков восстановить разбитую вазу. Иногда, под воздействием обстоятельств мастер сам отказывается от части, полученных от предшественников, знаний, а соприкасаясь с другими формами искусства и привнося из них лучшие аспекты в свое мастерство, формирует новое направление или даже новое искусство.

Поэтому история искусства – это, прежде всего, история его мастеров.

Род Чэнь

Связная история тайдзицюань начинается в середине XVII веке (после 1644 г. – начала правления династии Цин), когда ушедший в отставку полководец  и мастер ушу Чэнь Вантин поселился в деревне Чэньцзягоу на севере Китая (Хэнань).  На основе своего военного опыта, и в т. ч. военного учебника гвардии императора «Трактат о кулачном искусстве» («Хуантин цзин») Ци Цзигуана, он создал новый стиль, где комбинировались боевые приемы и их философское понимание. Это искусство практиковалось внутри рода и со временем упорядочивалось и трансформировалось. Сейчас в стиле Чэнь из изначальных комплексов, в которые входили и 5 комплексов тайцзицюань,  присутствуют только комплекс паочуй и первый комплекс тайцзицюань.

Ян Лучань и его потомки

Ян Лучань.Но начало сегодняшнему увлечению боевым искусством тайцзицюань было положено еще в XIX веке, когда к отлученному от своего рода Чэнь Джансину (1771-1853) пришел проситься в ученики Ян Фукуй (Лучань) (1799-1872). Но в дом он был взят только слугой и 3 года к обучению не допускался. Украдкой наблюдал за практикой младших Чэней и учился увиденному. Когда все открылось, оказалось, что будущий мастер достиг намного лучших результатов, чем дети Чэня. И вместо положенного наказания за подглядывание он был принят учеником. На протяжении 6 лет (по другой версии 30 лет) он осваивал боевое искусство, даосские практики и медицину. Достигнув мастерства, Ян Лучань начинает у себя на родине (г. Юньнянь) успешно преподавать свое искусство. Он был замечен и приглашен в Пекин, где в первое время проводит обучение с гвардией в императорских казармах, а затем – во дворце с принцем. Именно в это время, в ходе турнирных схваток с другими мастерами, Ян Лучань получает славу непобедимого и прозвище Ян Уди. Он обучает тайцзицюаню своих сыновей – старшего Ян Баньхоу(1837-1892) и среднего Ян Цзяньхоу (1839-1917) (младший сын умер рано). Сначала Ян Лучань придерживался традиционной строгости в обучении, в результате чего, у него были проблемы со старшим сыном, который даже пытался повеситься.

Со временем добившийся признания мастер становится мягче. В поединках он старается избежать причинения вреда побежденному противнику, а в преподавании становится более терпимым. Ян Лучань развивает свой стиль, делает движения более медленно-растянутыми, плавными, убирает прыжки и резкие выбросы и переносит акцент с воинского искусства на систему духовно-физического самосовершенствования. Тем не менее, стиль Ян сохраняет свою сокрушительную силу и утонченную защиту искусства тайцзицюань, хотя и в замаскированном виде.

Ян ШаохоуСтрогость в воспитании Ян Баньхоу имела свои последствия. При несдержанном характере он явно предпочитал в тайцзицюань боевую составляющую техники и выработал свой стиль «Сяо Цзя» («Малый стиль»). Обладая высоким мастерством, он заработал, как и его отец, славу непобедимого. Преподаванием интересовался мало, а мастерство свое передал старшему сыну брата Ян Шаохоу (1862-1930). Как и его дядя, Ян Шаохоу отличался взрывным характером. Его свирепая манера проведения поединка часто служила причиной травмирования учеников, поэтому многие не выдерживали обучения. Его жесткость, неуступчивость и бедность, привели Ян Шаохоу в 1930 году к самоубийству. После его смерти осталось очень мало носителей техники «Сяо цзя».

Средний сын Ян Лучаня, Ян Цзяньхоу, также обладал высоким мастерством, особенно во владении оружием, поэтому отец часто работал с ним в туйшоу. Благодаря его мягкому характеру и таланту учителя (он  умел просто и понятно рассказать про особенности техники, применения и философский смысл искусства тайцзицюань), после Ян Цзяньхоу осталось множество учеников-практиков стиля Ян.

Ян ЧэнфуЯн Чжаоцин (Чэнфу) (1883-1936), младший сын Ян Цзяньхоу, рос в достатке и уклонялся от занятий, хотя в силу его одаренности навыки ему давались легко. Лишь после смерти отца он вынужден был заняться серьезно тайцзицюань. Будучи огромного роста и тучной комплекции он обладал техникой с мягкими и легкими движениями. Сохраняя старые традиции, он завершил формирование стиля Ян и создал технику «Большой стиль» («Да цзя»). Ян Чэнфу систематизировал методы занятий и издал первый учебник по тайцзицюань с фотоиллюстрациями и трактат "10 важнейших требований в трактовке тайцзицюань". Последний стал стандартом обучения. На волне возросшего в Китае интереса к боевым искусствам после китайской революции 1911 года Ян Чэнфу много преподавал и популярность искусства тайцзицюань во многом обязана его стараниям. После него осталось множество учеников, хотя настоящими Мастерами в силу сложности обучения стали немногие.

 

Фу ЧжунвэньФу Чжунвэнь

Родственник Ян Чэнфу из южного Китая Фу Чжунвэнь (1907—1992) с 9 лет начал обучение свое боевому искусству. Покинув родину он отправился к Ян Чэнфу в обучение и оставался с ним до самой его кончины. Приложив немалые усилия Фу Чжунвэнь овладел искусством Учителя и впоследствии с максимальной точностью, как признавали даже сыновья Ян Чэнфу, придерживался оригинального стиля Ян. Он бережно сохранял практику и стиль рода Ян в том виде, в котором получил от Ян Чэнфу, а также выпустил 2 книги по тайцзицюань. Более 60 лет мастер Фу занимался обучением учеников, которых после него осталось множество как в самом Китае, так и в других странах.

Ван Юнцюань

Ван ЮнцюаньЕще одним из Великих Мастеров, которых обучил Ян Чэнфу, был Ван Юнцюань (1904-1987). Вообще-то, он учился сразу у 3 представителей рода Ян. Его отец Ван Чунглу работал в доме императорского племянника, которого обучал Ян Цзяньхоу. По китайской традиции все ученики учителя являются братьями одной семьи, а поскольку слуги не могли быть братьями родственника императора, то формально их учителем был сын Ян Цзяньхоу, Ян Шаохоу. С 1912 года Ван Юнцюань начал заниматься тайцзицюань вместе с отцом. Но все по той же традиции отец и сын тоже не могли быть братьями, и поэтому Юнцюаню в 1917 году в учителя был назначен тогда еще только начинающий преподавать Ян Чэнфу. Таким образом, будущий мастер получил опыт сразу от 3 мастеров рода Ян. Рослый и крепкого телосложения Ван Юнцюань был хорошим партнером в туйшоу. Он на собственном опыте познал стиль Ян Шаохоу, о чем позже рассказывал своим ученикам, которых у него было множество, благодаря мягкому и выдержанному характеру (как и у его Учителя, у которого он сам проучился вплоть до 1928 года).

Ван Юнцюань внес свой вклад в развития тайцзицюань, разработав метод пространственной работы. Его книги посвященные искусству тайцзицюань помогают адептам понять сущность стиля Ян. Официальным признанием его мастерства послужило его назначение в руководство Пекинской ассоциации ушу.

 

У Тунань

У ТунаньНемаловажную роль истории тайцзицюань сыграл У Жунпэй (Тунань) (1884-1989). Будучи поздним ребенком в богатой и знатной семье маньчжуро-монгольского происхождения, У Тунань был слаб здоровьем, имел целый букет болезней, да к тому же у него ноги были разной длины. Было потрачено много средств и усилий на его выздоровление, а для закрепления достигнутых успехов с 1893 года 9-летний мальчик был направлен учеником к мастеру тайцзицюань У Цзяньцюаню (1870—1943), сыну мастера Цюань Ю, бывшего императорского гвардейца обучавшегося на службе сначала у Ян Лучаня и его сына Ян Баньхоу.

Впоследствии У Цзяньцюань переработает оригинальный стиль Ян Лучаня и на его основе выработает свой собственный, который будет признан как самостоятельная школа и будет так и называться – стиль У Цзяньцюаня).

Трудное 8-летнее обучение увенчалось успехом – болезни не напоминали о себе, ноги сравнялись, а мастерство юноши было многообещающим. В 1901 году за советом своего учителя У Тунань идет в ученики к Ян Шаохоу, внуку Ян Лучаня, где на протяжении 4 лет завершает обучение искусству тайцзицюань.

В то же время У Тунань обучается в Пекинском университете на нескольких факультетах и становится разносторонне образованным человеком. Впоследствии он много уделяет времени изучению классических работ по теории тайцзицюань и пишет свои работы на эту тему. У Тунань изучает другие боевые искусства, уделяя внимание возможности противостоять им при помощи тайцзицюань.

У Тунань увлекается историческими изысканиями. Для изучения истории искусства тийцзицюань он изучает забытые письменные источники, совершает научные экспедиции в Чэньцзягоу, Уданские горы, и другие места, встречается с разными людьми-источниками важной исторической информации. Результатом его исследований была версия происхождения тайзцзицюань от даосских практик, которую отшельник Цзян Фа передал Чэнь Чжансину, за что последний и был отлучен от семьи без права преподавать изначальное боевое искусство своего рода. Свои познания мастер излагает в собственных книгах-исследованиях по тайцзицюань.

Поскольку после китайской революции 1911 года семья У Тунаня разорилась, ему приходилось усиленно трудиться – он много преподавал в разных институтах, принимал участие как судья во многих турнирах по боевому искусству, работал чиновником в государственных спортивных организациях.

В смутное время «культурной революции» (середина 60-х – начало 70-х) подвергся гонениям и лишениям за работу на госслужбе при правительстве Гоминьдан (до 1949 г.). Но впоследствии был реабилитирован. В последние годы он много занимался вопросами продления жизни и общего оздоровления.

У Тунань на протяжении своей жизни продолжал практиковать и преподавать  тайцзицюань. Он применил научный подход к практике обучения и соединил воедино «тренировочный» и «прикладной» комплексы, что помогло ученикам в понимании тайн тренировки и применения боевого искусства, а также важности в нем занятий цигун («мастерства энергии ци»).

Сунь Лутан

Сунь ЛутанВлияние других боевых искусств на тайзцицюань отображено в стиле Сунь. Его автором является известный уже на тот момент мастер ушу Сунь Фуцюань (Лутан) (1861—1932).

Этот стиль основывается на другом известном стиле тайцзицюань – стиле У Юйсяна. Его основатель У Хэцин (Юйсян) (1812-1880) происходил из могущественного рода в родном для Ян Лучаня уезде Юнняньсянь. С давних пор род У практиковал воинские искусства, привлекая извне все новые и новые знания. После того, как Ян Лучань вернулся на родину и стал преподавать полученное у Чэнь Джансина искусство тайцзицюань, У Юйсянь заинтересовался популярным мастером и его умением. У Юйсян пытался учиться У Ян Лучаня, но отношения у них не сложились, сын Ян Лучаня, Ян Баньхоу, который учился у У Юйсяна гражданским наукам, пытался научить У Юйсяна мастерству, но он и сам к тому времени еще не закончил обучения. Поэтому У Юйсяну пришлось обратиться к первоисточнику. Но 82-летний Чэнь Чжансин уже не обучал учеников. Вместо того У Юйсяну удалось устроиться к его ученику Чэну Цинпину в деревне Чжаобаоцзя, где кроме практики ему удалось случайно раздобыть и письменные источники о тайцзицюань. На основании полученных навыков и знаний У Юйсян сформировал собственный быстрый и малоамлитудный стиль. У его ученика Ли Июя, который оставил письменные записи о теоретических положениях стиля У Ййсяна, был свой ученик – Хао Вэйчжень (Хэ) (1849–1920 гг.).

Хао Хэ, последователь стиля У Юйсян, в Пекине в 1911 году заболел. В то время кроме своего земляка Сунь Лутана он больше никого не знал. Именно последний ухаживал за мастером Хао во время болезни. В благодарность Хао Хэ обучил Сунь Лутана своему боевому искусству тайцзицюань. 50-летний мастер Сунь к тому времени уже обладал немалым багажом знаний – багуачжан, синъи. Поэтому комплекс стиля У Юйсянь мастер Сунь переработал в новый подвижный, с сочетанием движения вперед-назад, а также с концентрацией и последующим выбросом силы.

В 1916 году мастер Сунь Лутан, учитывая веяния новой эпохи, открывает общедоступную школу боевых искусств. Но в 1919 г. он увлекается политикой. Только в 1924 г. Разочаровавшись в ней Сунь Лутан возвращается к преподаванию боевых искусств, чем и занимался до конца своих дней. А для  потомков он оставил книгу «Учение о копье восьми триграмм».

***

Очевидно, что разнообразие стилей связано с индивидуальными особенностями передачи, восприятия, контроля точности выполнения и понимания системы учитель-ученик. Возможно, когда-нибудь, когда голографическое изображение станет обыденным в наших домах, когда смарт-системы смогут контролировать соответствие эталону физических и духовных практик и учитывать индивидуальные особенности обучающегося, необходимость обучения у мастера, как такового, отпадет. Возможно, это произойдет очень скоро…  Но до тех пор история искусства тайцзицюань будет продолжаться в его Мастерах.

delivery
Доставка точно в срок
guarantee
Гарантия качества на продукцию

История искусства – это история его мастеров. О Великих Мастерах Тайдзицюань.

Написать отзыв

Ваше имя:


Ваш отзыв: Примечание: HTML разметка не поддерживается! Используйте обычный текст.

Оценка: Плохо           Отлично

Введите код, указанный на картинке:



Похожие товары


Пространство Тайцзи © 2009 - 2017
Вверх